Навигация
История
Январь 2012 (8)
Декабрь 2011 (62)
Ноябрь 2011 (64)
Октябрь 2011 (8)
Топ-статьи
    Опрос
    Инженер по охране труда - престижная профессия
    Да
    Нет
    Это кто?
    Затрудняюсь ответить

     
    Статистика






    Цельнопаяные стеклянные установки

    Стеклянные приборы любой сложности могут быть собраны из простейших стеклянных деталей.

    Цельнопаяные стеклянные установки

    Такие установки используют главным образом при проведении исследовательских работ с особо чистыми веществами или с высоким вакуумом. Использование при монтировании ручной газовой горелки представляет определенную сложность. Для обеспечения безопасности работы на установках, предназначенных для высокого вакуума, очень важно тщательно снять напряжение в системе стеклянных трубок после спаивания. Не менее важно правильное крепление установки на раме-каркасе. В то же времяследует отметить, что аварии, причина которых заключалась бы в небрежности при сборке сложных установок, сравнительно редки. Конструкцию установки обычно тщательно продумывают и обсуждают, монтирование доверяют только самым опытным экспериментаторам, а пайку — высококвалифицированным стеклодувам.

    Перед вводом в эксплуатацию цельнопаяные установки неоднократно испытывают в холостом режиме.

    Стеклянные установки из отдельных частей на конусных взаимозаменяемых шлифах

    Сборка таких установок — гораздо более распространенная в лабораториях и притом чрезвычайно простая операция. Однако на ней приходится останавливаться отдельно, поскольку именно при сборке простейших установок требования техники безопасности, как показывает практика,  нарушаются особенно часто.

    Выбор способа крепления. Основой для сборки различных стеклянных установок обычно служат лабораторные штативы или стационарные рамы-каркасы.

    К сожалению, далеко не все штативы отвечают требованиям техники безопасности, например штатив лабораторный ШЛ, укомплектованный держателями и зажимами, в которых металлические бараш-"ки заменены пластмассовыми (из полистирола низкого качества). Опасность использования таких штативов связана с недостаточной прочностью пластмассовых барашков — при незначительном усилии они трескаются, что может привести к самопроизвольному разжиманию держателей и поломке стеклянной установки. Незначительная термостойкость полистирола также может послужить причиной возникновения аварийной ситуации.

    При выборе способа крепления установки обычно руководствуются соображениями удобства. Неудобно или нерационально закрепленный прибор, как правило, служит источником повышенной опасности. Так, установки, которые невозможно закрепить на одном штативе (например, установку для перегонки жидкостей — см. разд. 10.2), рекомендуется монтировать на передвижных или стационарных рамах. Использование для закрепления приборов двух или трех несвязанных штативов недоцустимо, поскольку система неизбежно получается более шаткой и возникает риск поломки прибора. Кроме того, установку, закрепленную на несвязанных штативах, невозможно передвинуть в собранном виде, что бывает необходимо в аварийных ситуациях.

    Сварная передвижная настольная рама может быть изготовлена из двух штативов с массивными основаниями и стальных стержней того же сечения, что и стойки штативов (см. рис. 41). Такую же раму можно быстро собрать и с помощью муфт-зажимов. Иногда для сборки установок удобно использовать два горизонтальных стержня, прочно укрепленных в вытяжном шкафу на высоте примерно 30 и 90 см и на расстоянии 60 см от створок. Вертикальные стержни крепятся в любом удобном месте с помощью муфт.

    Некоторые широко используемые установки многократного применения, например батареи колонок для сушки газов, приборы для определения температуры плавления, целесообразно либо монтировать на отдельных штативах, чтобы их можно было не разбирая убирать с рабочего места, либо неподвижно закреплять в наиболее удобном месте.

    При сборке приборов на конусных шлифах следует учитывать жесткость всей конструкции. Тогда как резиновые пробки и сферические шлифы действуют в известной степени как шарниры и допускают некоторое отклонение деталей прибора от оси, при использовании конусных шлифов осевые напряжения недопустимы.

    Меры предосторожности. Лапки и кольца, предназначенные для закрепления стеклянных приборов, обязательно должны иметь мягкие резиновые прокладки на поверхностях, соприкасающихся со стеклом. Если прокладки -отсутствуют, на губы лапок либо натягивают отрезки резиновых трубок соответствующего размера, либо приклеивают клеем 88Н или 88НП куски мягкой резины. Во избежание поломки стеклянных деталей нельзя туго закручивать винты лапок. Лучше вначале создать необходимое усилие, сдвинув губы лапки пальцами, а затем барашком зафиксировать положение губ.

    Важное, но часто нарушаемое требование техники безопасности — обязательное скрепление конусных шлифов с помощью резиновых колечек или стальных пружинок (см., например, рис.. 11). Последние предотвращают самопроизвольное разъединение шлифов в процессе работы установки, что особенно опасно при наличии в приборе легковоспламеняющихся, паров или газов.

    Работа со шлифами

    В настоящее время в химических лабораториях подавляющая часть стеклянных приборов собирается из отдельных частей с помощью шлифованных соединений. Хотя с точки зрения техники безопасности шлифы, безусловно, предпочтительнее резиновых пробок, неумелое обращение с ними — причина многих аварий. Поэтому здесь уместно будет подробнее рассмотреть назначение различных типов шлифов, особенности их применения, правила безопасной работы с ними.

    Конусные взаимозаменяемые шлифы

    Это наиболее распространенные соединительные элементы в лабораторной практике. Они чрезвычайно удобны в работе: на сборку и разборку любого прибора на шлифах даже малоопытный работник тратит не более нескольких минут. И, что особенно важно — при этом не требуется физических усилий, без которых не обойтись при работе с резиновыми пробками, а значит, уменьшается вероятность поломки стекла.

    Безопасность работы с конусными шлифами опрет деляется качеством их изготовления и правильным применением смазки.

    Притирка. Одним из критериев качества шлифованного соединения служит невозможность покачивания керна в муфте и легкость их вращения друг относительно друга (только со смазкой!). Стеклянные детали и посуда со шлифами заводского изготовления довольно часто не удовлетворяют этому простейшему требованию, поэтому перед использованием их необходимо дополнительно притирать. Плохо притертые керн и муфта соприкасаются лишь частью поверхности, что увеличивает опасность заклинивания, а значит — поломки посуды. Кроме того, неплотные шлифы не обеспечивают герметичности приборов и сосудов, а это недопустимо при сборке вакуумных установок, при работе с ядовитыми летучими веществами. Дефекты притирки никогда не следует компенсировать большим количеством смазки. Из зазора между шлифованными поверхностями смазка вымывается растворителями или вытекает при нагревании, в результате герметичность не сохраняется, но вещества загрязняются смазкой.

    Притирка конусных шлифов может быть выполнена в стеклодувной мастерской на специальном станке. В случае острой необходимости срочно пришлифовать какую-либо деталь можно и вручную — при наличии тонкого абразивного порошка и некоторого запаса терпения. Небольшое количество абразива разводят водой или скипидаром до консистенции г^асты, которую распределяют по шлифу, вращая керн в муфте в ту и другую сторону с небольшим нажимом. Во время притирки не следует оставлять керн в муфте без движения. Вся операция занимает от 10 минут до получаса; за это время приходится несколько раз добавлять новые порции абразива. Хотя необходимость притирки, как правило, не вызывает у химиков особого энтузиазма, все же потраченные труд и время в конечном итоге окупаются благодаря надежной и безопасной работе оборудования.

    Цельнопаяные  стеклянные установки

    Устройство шлифов. Поскольку при сборке стеклянных приборов конусные шлифы несут наибольшую нагрузку, при выборе посуды необходимо обращать особое внимание на прочность шлифов. Верхняя, широкая часть муфты должна иметь по внешней окружности небольшое утолщение, прямоугольное или полукруглое в сечении, называемое рантом (рис. 10, а). Муфты без ранта непрочны и легко ломаются; посуду с такими шлифами не стоит использовать для ответственных работ. Не менее важный с точки зрения техники безопасности параметр — толщина стенок шлифов. Шлифы № 14, 19 и 29 должны быть изготовлены из трубок с толщиной стенок 1,5—2 мм. Следует избегать применения без особой нужды тонкостенных шлифов.

    Керн в нижней, узкой части может быть либо обрезан, либо переходить в более узкую трубку (рис. 10, б). Если через шлифованное соединение в процессе работы возможно протекание жидкости, например в приборах для перегонки, фильтрования и т. п., керн обязательно должен иметь в нижней части более узкую трубку, обрезанную на некотором расстоянии под углом 45 °. Это защищает шлифованную поверхность от попадания жидкости (см., например, рис. 56).

    К трубкам вблизи керна и муфты припаивают специальные «исики», служащие для скрепления шлифованного соединения с помощью стальных пружинок или резиновых колечек (рис. 11). Иногда «усики» припаивают непосредственно к внешней части муфты, однако это создает неудобства при закреплении муфты в лапке.

    Смазка. Как уже было сказано, залогом безопасной работы со шлифами служит правильное применение смазки. Смазка не только повышает герметичность соединения, но и уменьшает возможность заклинивания шлифов. Использование шлифованных соединений без смазки, как правило, не допускается.

    Перед нанесением смазки шлифы следует тщательно очистить. Особенно опасны для шлифов остатки абразивного порошка, песчинки и т. п. Смазку наносят небольшим шпателем или стеклянной палочкой тонким кольцом на среднюю часть керна, затем вставляют керн в муфту и несколько раз поворачивают без нажима. Смазка должна распределиться тонким* слоем по поверхности шлифа, которая при этом становится прозрачной. Не следует стремиться полностью смазать шлиф: нижняя (более узкая) часть керна шириной в несколько миллиметров должна оставаться несмазанной. Если смазка выдавливается за пределы шлифованной зоны, значит взято слишком большое ее количество. Шлифы в таком случае следует разъединить и удалить избыток смазки: слишком обильно смазанные шлифы значительно раньше становятся неплотными — в смазке при действии растворителей^образуется сеть каналов. При употреблении вязких сортов смазки шлифы рекомендуется предварительно слегка нагреть над пламенем спиртовки, чтобы слой смазки был как можно тоньше.

    Особая тщательность требуется при смазывании кранов. Заклинивание кранов в вакуумных или газовых линиях может явиться причиной аварии. Смазку наносят на предварительно очищенную поверхность в виде двух тонких колец в середине более тонкой и более . толстой части пробки. Эти кольца соединяют двумя узкими полосками смазки параллельно оси крана (рис. 12). Пробку вставляют во втулку так, чтобы кран оказался открытым, затем медленно поворачивают пробку в ту и другую сторону не более чем на 10—15 °. Только после равномерного распределения смазки кран можно закрыть. При быстром вращении пробки в кранах большого размера слой смазки может разорваться. Избыток смазки особенно вреден, так как может закупорить канал.

    В лабораторной практике используется множество различных смазок для шлифов и кранов; каждая имеет свои области применения в зависимости от рабочей температуры, растворяющей способности веществ, с которыми соприкасаются шлифы, а также от требований к чистоте эксперимента.

    Из выпускаемых промышленностью смазок в наибольшей степени пригодны для стеклянных шлифов и кранов смазки на основе силиконовых полимеров, например кремнийорганические вазелины КВ-3110, КВ-3114 (ГОСТ 15975—70). Они представляют собой высоковязкие гидрофобные химически инертные пасты, нерастворимые б большинстве органических растворителей. Такие пасты можно применять при температурах от —60 до 200 °С, причем их вязкость изменяется с температурой незначительно.

    Цельнопаяные  стеклянные установки Цельнопаяные  стеклянные установки

    Хорошо зарекомендовали себя смазки на основе натурального каучука, например смазка вакуумная ОСТ 38-0183—75 (15% каучука, 20% церезина, 65% медицинского вазелинового масла). Отличную смазку Рамзая можно изготовить в лаборатории путем сплавления 1 масс. ч. парафина, 3—8 масс. ч. вазелина и 3— 15 масс. ч. натурального невулканизированного каучука. Изменяя соотношение компонентов, ее можно делать более или менее густой в соответствии с назначением.

    Автором предложена смазка, которую несложно изготовить в лаборатории, тщательно перемешав I масс. ч. аэросила (аморфный силикагель) с 6—10 масс. ч. силиконового масла. Смазка устойчива при нагревании, поскольку жидкая часть удерживается между частицами аэросила действием мощных капиллярных сил. Неплохая смазка получается при замене силиконового масла техническим вазелином; при смешивании с аэросилом его необходимо предварительно разогреть. Если нужна смазка, нерастворимая в углеводородах, но легко смывающаяся со шлифа водой, вместо силиконового масла можно взять глицерин, но в иной пропорции: 5—6 частей на часть аэросила. Смазка на основе глицерина гигроскопична, что следует учитывать при ее хранении [17].

    Если в ходе работы возможен нагрев шлифованного соединения до температуры выше 200 °С, в качестве смазки рекомендуется использовать тонкую графитовую пудру.

    Для работ при комнатной или незначительно повышенной (до 40 °С) температуре часто применяют апие-зоновую смазку (сортов Ё, М или N1), однако ввиду высокой стоимости ее применение оправдано лишь для работ в высоком вакууме.

    Более подробные сведения о смазках и легкоплавких замазках для шлифов можно получить в руководствах по лабораторной технике [2, 31].

    При использовании смазок на основе минеральных масел, вазелина, каучука, глицерина следует учитывать возможность разложения или. вытекания смазки при высоких температурах, разрушения компонентов смазки при работе с агрессивными веществами и растворения смазки органическими растворителями.

    Если смазка подобрана без учета условий работы, она не только не предохраняет шлифы от заклинивания, но иногда способствует настолько прочному склеиванию шлифов, что разъединить их бывает очень трудно.

    Разъединение заклинившихся шлифов. При многочисленных достоинствах конусные шлифы обладают существенным недостатком: несмотря на все предосторожности их иногда заклинивает. Разъединение заклинившихся шлифов с применением физической силы— опасная операция, нередко приводящая к поломке стеклянных деталей и, как следствие, к травмам.

    Наиболее безопасный и эффективный способ разъединения конусных шлифов заключается в осторожном кратковременном нагревании муфты над пламенем спиртовки; керн при этом не должен успеть прогреться. Защитив руки полотенцем, осторожно покачивают керн или застрявшую пробку в разные стороны, прилагая при этом основное усилие вдоль оси шлифа. Нельзя прилагать усилие к изогнутым частям разъединяемых деталей; пальцы следует держать по возможности ближе к шлифу. Если результат не достигнут с первого раза, после охлаждения шлифов операцию повторяют. При наличии в сосуде горючих жидкостей нагревание на спиртовке опасно — в этом случае можно воспользоваться струей горячей воды.

    Если шлиф заклинило в результате кристаллизации попавшего на его поверхность вещества, рекомендуется замочить шлиф на несколько часов в жидкости, хорошо растворяющей данное вещество. Обычно используют воду, спирт, скипидар. После того, как жидкость проникнет в зазор между шлифами, приступают к «раскачиванию» керна, наблюдая за поведением жидкости. Если жидкость при покачивании двигается, значит шлиф вскоре разъединится.

    При хранении деталей со шлифами, особенно стеклянных кранов, в собранном виде без смазки во избежание заклинивания рекомендуется между шлифованными поверхностями помещать полоски тонкой бумаги.

    Ни в коем случае не следует поворачивать шлифы и краны без смазки, поскольку при этом их можно поцарапать, что резко снижает их прочность.

    В случаях, когда конусные шлифы подвергаются нагреванию в ходе работы, следует использовать детали из одного сорта стекла или из стекол, имеющих близкие коэффициенты теплового расширения.

    Конусные нешлифованные взаимозаменяемые соединения

    Такие соединения с совершенно гладкой поверхностью, не совсем точно иногда называемые «прозрачными шлифами», получают методом горячей калибровки (моллирования). Они изготавливаются по тем же размерам (но с меньшими допусками), что и конусные взаимозаменяемые шлифы; одинаковы и их области применения. Конусные нешлифованные соединения при условии их высокого качества превосходно держат вакуум без смазки — чрезвычайно важное преимущество при работе с особо чистыми веществами, а также с агрессивными жидкостями и газами. Поскольку гладкие поверхности, в отличие от шлифованных, не имеют микротрещин, нешлифованные соединения обладают большей механической прочностью. Кроме того, даже при работе без смазки их почти никогда не заклинивает, и разъединяются они легко.

    Указанных преимуществ было бы достаточно, чтобы рекомендовать полную замену в химических лабораториях конусных шлифов на нешлифованные соединения. Однако на практике, к сожалению, молли-рованные конусы часто не отвечают предъявляемым требованиям. Их преимущества при некачественном изготовлении (когда керн качается в муфте или они соприкасаются не всей поверхностью) полностью сводятся на нет. Исправить заводской брак в лабораторных условиях невозможно. В стеклодувной мастерской на шлифовальном станке их можно превратить в обычные конусные шлифы.

    Гладкие точные соединения (соединения КРУ) зарубежных фирм (Швейцария, Англия, Германия), имеющиеся в некоторых лабораториях, хотя и дороги, многократно окупаются в работе.

    Сферические шлифы

    Сферический шлиф представляет собой по существу стеклянное шарнирное соединение, позволяющее соединяемым деталям отклоняться от оси на угол до 20° без нарушения герметичности. Это свойство сферических шлифов, не.имеющее значения при сборке небольших неподвижных приборов, становится решающим преимуществом при необходимости компенсировать деформации, возникающие в приборах, отдельные части которых находятся в движении, например в ротационных испарителях. Незаменимы сферические шлифы и при сборке крупногабаритных приборов. При сборке сложных больших установок на конических шлифах даже при малейшем отклонении летали ноч

    никают значительные напряжения, которые могут привести к поломке и аварии. Кроме того, конические шлифы № 60 и № 100 весьма склонны к заклиниванию, и их бывает очень трудно разъединить. Сферические же шлифы — и это второе очень важное их преимущество с точки зрения техники безопасности — никогда не заклинивает.

    Обязательная мера предосторожности при сборке приборов на сферических шлифах — скрепление чашки и шара специальными стальными подпружиненными зажимами. Очень удобно скреплять сферические шлифы с помощью эластичной тонкостенной резиновой трубки, например обрезанного с двух сторон пальца от испорченной резиновой перчатки. Такое крепление не только надежно фиксирует шлиф, не.ограничи-ваЯ его подвижность, но и обеспечивает герметичность соединения, что особенно ценно при работе под вакуумом, поскольку часто из:за некачественного изготовления сферические шлифы без дополнительной герметизации весьма посредственно держат вакуум.

    Плоские шлифы

    Плоскими шлифами называют стеклянные фланцевые соединения с пришлифованными рабочими поверхностями. Плоские шлифы для трубок диаметром до 100 мм могут быть изготовлены в обычной стеклодувной мастерской.. Шлифовка и полировка плоскостей — сравнительно простая операция, которую производят на станках типа ШО (шлифовочно-обдирочный) и ШР (шлифовально-ручной).

    Плоские шлифы большого диаметра встречаются, например, в эксикаторах (диаметр корпуса 100, 140, 190 и 250 мм) и колпаках (диаметр корпуса от 56 до 160 мм). Однако при изготовлении стеклянной аппаратуры плоские шлифы находят лишь ограниченное применение, хотя во многих случаях они гораздо удобнее конусных и сферических шлифов.

    Плоские шлифы сообщают стеклянной конструкции некоторую подвижность. В отличие от сферических • шлифов, допускающих отклонение оси детали на определенный угол, плоский шлиф допускает смещение детали параллельно оси, тем самым предотвращая возможные возникновения напряжений и поломку. Это свойство плоеких шлифов используется в ротационных испарителях (например, ИР-10), пленочных роторных испарителях, циркуляционных выпарных аппаратах и других приборах с движущимися частями.

    Применение плоских шлифов в стеклянных реакторах позволяет использовать нескладывающиеся якорные мешалки большого диаметра, а также облегчает выгрузку из реактора вязких реакционных масс. Такие лабораторные стеклянные реакторы (рис. 13) используются в химии высокомолекулярных соединений.

    Плоские шлифы вместо конических целесообразно использовать для деталей большого диаметра, особенно если прибор подвергается нагреванию или вакууми-рованию, иными словами, когда есть опасность заклинивания конического шлифа. В качестве примера можно привести вакуумную сушилку с крышкой на плоском шлифе (рис. 14).

    Крепление плоских шлифов осуществляют специальными стяжками или тремя-четырьмя струбцинами с мягкими прокладками. Аналогично сферическим шлифам, плоские шлифы небольшого диаметра удобно стягивать эластичными резиновыми трубками, добиваясь одновременно большей герметичности (рис. 15). Использование при сборке приборов плоских шлифов без крепления опасно.

    Цельнопаяные  стеклянные установки

    Цилиндрические шлифы

    Цилиндрический шлиф состоит из муфты и втулки, пришлифованные поверхности которых имеют, как следует из названия, форму цилиндра. Простейшим примером цилиндрического шлифа является медицинский шприц со стеклянным поршнем. Цилиндрические шлифы, применяемые при изготовлении стеклянной аппаратуры, как правило, невзаимозаменяемы.

    Наиболее важная область применения цилиндрических шлифов — цилиндрические затворы для герметизации вала мешалки (см. рис. 98).

    При наличии калиброванных по внутреннему диаметру стеклянных пипеток на 1, 2, 5 и 10 мл и калиброванных стеклянных стержней соответствующего диаметра несложно изготовить очень удобные в работе пипетки-дозаторы для агрессивных жидкостей (рис. Ц 1   16). Поршень такого дозатора должен быть по \     всей длине тщательно пришлифован к пипетке. По существу такая пипетка аналогична шприцу, но не может быть заменена последним при необходимости дозирования, например, кислот, реагирующих с металлическими частями шприца. Безусловно, пипетки с цилиндрическим шлифом обеспечивают более высокую степень безопасности не только при обращении с агрессивными жидкостями; их можно рекомендовать как

    Рис. 16. Стеклянная пипетка-дозатор: 1 — пришлифованный стеклянный стержень удобную и надежную замену резиновых груш, медицинских шприцев и других приспособлений для засасывания жидкостей в пипетки.

    Краны

    Стеклянные краны — не только незаменимые элементы многих лабораторных приборов и установок, они еще и источники повышенной опасности при неаккуратном или неграмотном обращении. Очень опасно заедание кранов во время работы прибора: в лучшем — с точки зрения техники безопасности — случае это приводит к необходимости прекращения процесса и разборки установки, в худшем — к поломке прибора при попытке открыть кран силой. Понятно, что поломка прибора во время работы может иметь весьма неприятные последствия. В отдельных случаях несвоевременное заедание крана может привести к взрыву, например из-за возрастания давления в замкнутой части прибора. Опасным может оказаться и подтекание крана, например у капельной воронки, особенно если она содержит агрессивную или реакционноспособную жидкость. Особенно высокие требования к безопасной работе кранов предъявляются при работе с аэрофоб-ными жидкостями в инертной атмосфере в специальной аппаратуре (см. гл. 11).

    Безопасная работа с кранами возможна, во-первых, при грамотном использовании смазки, а во-вторых, при правильном выборе оптимальной для каждой конкретной работы конструкции крана. Ниже рассмотрены наиболее часто применяемые в лабораторной практике стеклянные краны.

    Соединительные краны

    Простые соединительные краны широко используются для соединения и разобщения различных частей стеклянных химических аппаратов и приборов, для перекрывания тока газа или жидкости. Известно множество кранов различной конструкции — в зависимости от назначения.

    Цельнопаяные  стеклянные установки Цельнопаяные  стеклянные установки

    Простые краны состоят из тщательно пришлифованных муфты и пробки. Муфта простых кранов имеет два ранта — нижний и верхний. В средней части к муфте припаяны отводные трубки, которым соответствуют проходные отверстия в пробке. В верхней части пробка имеет ручку, а в нижней — канавку, в которую вкладывается резиновое колечко, предотвращающее самопроизвольное выпадание пробки.

    Для кранов, даже в большей степени, чем для конических шлифов важно, чтобы муфта и пробка были изготовлены из одного сорта стекла —в противном случае при температурных перепадах возможно заедание крана или, при сильном нагревании, растрескивание муфты.

    Стандартные одноходовые краны (рис. 17, а) выпускаются как с индивидуальной пришлифов-кой пробки, так и со взаимозаменяемыми пробками. Конусность в любом, случае не должна отличаться от 1 ; 10.

    Кране   наклонным   боковым отверстием (рис. 17,6) обеспечивает большую герметичность, чем кран с прямым отверстием, в котором при быстром вращении пробки за счет стирания части .смазки может образоваться кольцевой канал.

    Бще легче образуются каналы в двух-, трех- и че-тырехходовых кранах — из-за того, что расстояния между отверстиями меньше. Однако тщательная притирка и грамотное использование смазки позволяют добиться необходимой герметичности.

    Двухходовой кран с двумя наклонными отверстиями (рис. 17, в) позволяет поворотом пробки на 180° переходить от включения линий 1—2 к включению 1—3. Краны такого типа особенно удобны для попеременного продувания аппаратуры инертным газом и вакуумирования (см. рис.-60, г). Длина муфты двухходовых кранов несколько больше, чем у одноходовых. Так, при наибольшем диаметре пробки 14,5 мм длина муфты составляет 44 мм, при диаметре пробки 24 мм —60 мм.

    Трехходовой кран (рис. 17,(3) имеет четыре возможных рабочих положения: соединенными могут быть линии 1—2, 1—3, 2—I? или одновременно все три линии 1—2—3. При этом, однако, невозможно от положения крана 1—2 перейти сразу к включению 2—3.

    Серповидный, или «к а р л с р у е в с к и й» трехходовой кран (рис. 17, е) позволяет в любой последовательности соединять две из трех отводных трубок: включение 1—2, 1—3 и 2—3. На рис. 18 в качестве примера удачного применения серповидного крана изображена микробюретка для титрования при необходимости защиты раствора от кислорода и влаги воздуха. В конструкции использован кран большого диаметра (наибольший диаметр пробки 24 или 29 мм), что позволяет уменьшить вероятность подтекания и с большой тонкостью регулировать расход жидкости в процессе титрования. Кран имеет три рабочих положения: 1) соединяет емкость для раствора и микробюретку для заполнения последней; 2) соединяет микробюретку с отводной частью в процессе титрования и 3) соединяет емкость для раствора с отводной частью при необходимости удаления пузырьков воздуха. Положение отверстия пробки между 1 и 2 соответствует нерабочему состоянию. Использование одного крана большого диаметра вместо обычных двух особенно оправдано, например, при работе с разъедающими смазку жидкостями (раствором Фишера и т. п.) — за счет большей пришлифованной поверхности кран менее склонен к заеданию и дольше сохраняет герметичность.

    Четырехходовой   кран, с переменным, включением (рис. 17, ж) используется для переключения потоков в газовых линиях. Он имеет два рабочих положения 1—2,3—4 и 1—3, 2—4.

    Боковой  кран (рис. 17, г) очень удобен для бюреток, но может быть также использован в качестве концевого крана, например для впуска воздуха в вакуумную систему.

    Муфта заливного крана вместо верхнего ранта имеет воротничок, в который заливают уплотняющую жидкость — воду, глицерин, масло. Изображенный на рис. 17, з заливной кран, подобно крану с двумя наклонными отверстиями (рис. 17, в) позволяет осуществлять включения 1—2 или 1—3. Разумеется, заливные краны могут работать, только в вертикальном положении.

    Вакуумные краны

    Вакуумные краны с массивными литыми пробками по конструкции аналогичны простым соединительным кранам (рис. 17, а, б), но наибольший диаметр пробки у них должен быть не менее 24 мм, а диаметр проходного отверстия — не менее 5 мм.

    Вакуумные краны с полыми пробками (рис. 19) гораздо легче литых. Конструкции, в которых ведущая к вакуумному насосу отводная трубка является продолжением муфты крана, обладают еще одним существенным преимуществом — во время работы атмосферное давление надежно уплотняет кран, вдавливая пробку в муфту. Полая пробка крана может иметь вид открытой снизу трубки с просверленным в стенке отверстием или иметь внутри соединительную трубку.

    Существует множество конструкций вакуумных кранов, позволяющих осуществлять любые необходимые виды включения для двух, трех и четырех отводов. Так, представленный на рис. 19, в двухходовой кран рассчитан на соединение линий 1—3 либо 2—3. Трехходовой кран, изображенный на рис. 19, г, имеющий в пробке два отверстия и одну соединительную трубку, позволяет осуществлять включения 1—2, 1—3 или 2—3.

    При особо высоких требованиях к герметичности крана, когда требуется полностью исключить возможность проникновения воздуха в систему, используют заливные вакуумные краны (рис. 19, д). Для уплотнения таких кранов в воротничок заливают небольшое количество вязкой инертной жидкости, например силиконового масла.


    Теги: Цельнопаяные, стеклянные, установки, Цельнопаяные стеклянные установки

    Панель входа
    Календарь
    «    Октябрь 2012    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Облако тегов
    Безопасность, Классификация, Общие, Подготовка, Пожарная, Пожарная безопасность, Работа, Ремонт, Системы, Средства, Тушение, Хранение, безопасности, в, веществ, газами, грузами, грузов, для, защита, и, к, лазаретов, на, опасности, опасными, опасных, пожара, пожаре, пожаров, помещений, при, работы, с, систем, судах, судов, сухогрузных, тушения, электрическим

    Показать все теги
    Проследить за всеми новостями мы не можем, так как новости берутся из открытых источников. Если вы считаете, что новость нарушает ваши права на авторство или дизайн, то обратитесь к администрации данного ресурса.
    Карта сайта Обратная связь
    программа для риэлторов Отчеты, делай еженедельно продвижение сайта кемерово. впишите аренда техники ТАТРА является высокая valpaint декоративная штукатурка - все подробности здесь