DataLife Engine 9.2 > Пожарная безопасность на судне > Пожарная безопасность служебных помещений

Пожарная безопасность служебных помещений


13-11-2011, 21:46. Разместил: Admin

Пожарная безопасность служебных помещений

Камбузы и пекарни работают на электричестве, паре, жидком топливе, угле и баллонном газе. На наливных судах жидкое топливо и уголь не применяют для этих целей.

В камбузных тепловых приборах разрешается» применять только топливо с температурой вспышки выше 60°. Количество топлива в расходных топливных цистернах, установленных в помещениях камбузов, не должно превышать суточной потребности. Топливные, цистерны и насосы удалены от огневых аппаратов не менее чем на 2 м.

Все оборудование, работающее на жидком топливе, ограждается снизу поддонами, выступающими за пределы оборудования на 100—200 мм и имеющими бортики высотой 75—100 мм.

Камбузные плиты, трубы, дымоходы и искрогасители надо регулярно не реже одного раза в месяц очищать путем продувки, промывки, удаления сажи и содержать всегда чистыми. Топочные и поддувальные дверцы плит должны быть всегда исправными. Заполнять расходные бачки необходимо только с помощью топливного насоса, пользоваться ведрами нельзя.

Твердое топливо разрешается хранить только в металлических ящиках.

Плиты, отапливаемые мазутом, надо разжигать после вентиляции топки, разжигать плиты с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, керосина) запрещается. Пока плита топится, за ней надо постоянно наблюдать. При обнаружении подтеков топлива в трубопроводе или форсунках необходимо прекратить горение в плите и устранить неисправность, а пролитое топливо убрать.

Кроме огнетушителей, вблизи камбуза должен всегда находиться ящик с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками.

Применяемое для отопления газовое топливо (бутан или пропан) взрывоопасно в смеси с воздухом. Бутан при содержании его в воздухе от 1,9 до 8,5% при 20°С и нормальном давлении взрывается от источника нагрева в 490°С. Пропан при. содержании его в воздухе от 2,1 до 9,5% при 20°С и нормальном давлении взрывается от источника нагрева в 510°С.

В газифицированных камбузах с отводом продуктов сгорания в дымоходы допускается применение не более двух бытовых газовых плит или таганов. Кубатура камбуза должна быть не менее: 15м3 — для плиты на четыре конфорки; 12 м3 — для плиты на три конфорки; 8 м3 — для плиты или тагана на две конфорки. Помещение, в котором устанавливается газовое оборудование, должно иметь естественное освещение и постоянно действующую приточно-вытяжную вентиляцию с не менее чем трехкратным воздухообменом в 1 ч.

Валлону с ГаЗоМ должйы устанавливаться бне камбуза йа открытой палубе в запирающихся шкафах или под запирающимися кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор. Шкафы и кожухи должны иметь прорезы или жалюзийные решетки для проветривания. Соединение баллона сжиженного газа со стальным газопроводом не должно быть жестким, его следует выполнять с помощью спирально изогнутых латунных или медных трубок, а также резино-тканевых рукавов.

Не разрешается оставлять без присмотра включенные в работу агрегаты, а также эксплуатировать их в случае неисправности и при отсутствии тяги. При прекращении подачи газа должны немедленно перекрываться отключающие устройства на вводе газопровода и у агрегатов.

Судовые сушильные помещения представляют пожарную опас-• ность. При эксплуатации сушилок не допускается их загрузка промасленной одеждой. В помещении сушилок запрещается курить и применять открытый огонь. В одежде, находящейся в сушильных помещениях, нельзя хранить спички, зажигалки и т. п.

Кладовые для хранения взрывчатых материалов и метеорологических ракет (крюйт-камеры) устраиваются на ледоколах, экспедиционных судах. Они располагаются в кормовой или носовой части судов ниже ватерлинии. Сами камеры представляют собой изолированные водонепроницаемые помещения, выгороженные огнестойкими конструкциями класса А-60. В верхней части камеры устроена выпускная крышка для автоматического удаления газов в случае горения взрывчатых веществ. Крюйт-камера оборудована стеллажами. Светильники электрического освещения крюйт-камеры — только взрывобезопасиого исполнения. Кладовые оборудованы автоматической тепловой пожарной сигнализацией, отрегулированной на подачу сигнала при увеличении температуры в помещении выше 30°С.

Крюйт-камера по внутренному периметру переборок и стеллажи в ней оборудованы системой орошения, управляемой из смежного помещения. В палубе крюйт-камера имеет шпигаты с клапанами (обычно находятся в закрытом положении) для возможного затопления кладовой; управление клапанами осуществляется из смежных отсеков.

В период эксплуатации крюйт-камеры необходимо следить, чтобы палуба была полностью покрыта матами, а взрывчатые вещества хранились и переносились в деревянной упаковке, не вызывающей искрообразования. Взрывчатые вещества, сроки хранения которых истекли, немедленно удаляют с судна. Средства взрывания (СВ) хранятся отдельно от взрывчатых материалов.

Разрешается загружать не более 30% свободного объема крюйт-камеры, причем загрузка помещения не должна превышать 100 кг взрывчатых веществ (ВВ) или 1000 штук детонаторов на 1 м3 крюйт-камеры.

Необходимо постоянно контролировать температуру воздуха в кладовой; она не должна быть ниже 5°С и выше 25°С.

На судах, имеющих на борту взрывчатые материалы (ВМ), постоянно должны быть включены искрогасители на всех выпускных и дымовых трубах.

Во время плавания судовые хранилища находятся под наблюдением вахтенных взрывников. При стоянке судна в порту у хранилища взрывчатых материалов выставляют охрану.

Взрывчатые материалы выдают только при наличии письменного распоряжения капитана судна по заявке руководителя взрывных работ. При всех операциях с ВМ надо соблюдать осторожность. ВМ не должны подвергаться ударам и толчкам, запрещается бросать, толкать, волочить, перекатывать (кантовать) ящики с ВМ, ударять по ним. Запрещается при всех работах с ВМ курить и пользоваться открытым огнем.

Обувь работающих в крюйт-камере должна быть без металлических гвоздей. Инструменты, гвозди, скобы, задвижки и другой металлический инвентарь должны быть изготовлены из меди, латуни или из других сплавов и металлов, не дающих искры. Отвертки могут быть изготовлены из стали.

В крюйт-камере никаких работ со взрывчатыми веществами, кроме их погрузки и выгрузки, производить не разрешается. Работы по зарядке можно выполнять только в зарядном помещении, защищенном стальными выгородками, или в рубках на открытой палубе.

Перегрузка ВМ на судах в открытом море допускается только при волнении не более 4 баллов и если суда пришвартовались друг к другу. При возвращении судна из рейса ил.и при постановке его в док все остатки ВМ должны быть свезены на берег и сданы на склад. 4

В случае повышения температуры сверх 25°С надлежит принять все меры для охлаждения воздуха в погребах с помощью судовых средств. Грибки вдувной и вытяжной вентиляции должны быть защищены сетками. Необходимо следить, чтобы рядом с отверстиями вентиляции (особенно вдувной) не было источников огня и не отводились поблизости места для курения.

При погрузке и выгрузке изделий, в состав которых входят ВМ, судно должно быть готово к немедленной даче хода; аварийные партии должны быть в боевой готовности на месте сбора по общесудовой тревоге.

При погрузке и выгрузке ВМ, наиболее опасных в отношении пожаров и взрывов, должны находиться вахтенные по противопожарной безопасности. Вахтенными назначаются специалисты, хорошо знающие технику грузимых предметов и обученные мерам борьбы с пожарами. Они должны быть одеты в специальную защитную (несгораемую) одежду и снабжены необходимым инструментом.

Вахтенные по противопожарной безопасности обязаны: наблюдать за соблюдением личным составом правил погрузки (выгрузки) ВМ; не допускать загромождения доступов к средствам тушения пожаров   и к  местам,  предназначенным  для сбрасывания загоревшихся предметов за борт (если позволяет обстановка); принимать в случае возгорания взрывчатого вещества меры к предотвращению взрыва. Вахтенные подчиняются руководителю работ и участия в погрузке (выгрузке) не принимают.

При погрузке и выгрузке боеприпасов должны быть приняты меры, предотвращающие их от ударов о металлические предметы и от падения, особенно в погреб.

В случае возгорания взрывчатого вещества в изделии открывают все имеющиеся на корпусе изделия горловины и охлаждают корпус водой, мокрыми матами, швабрами, ветошью; вводят в действие углекислотные огнетушители (употребление пенных огнетушителей запрещается); удаляют рядом стоящие изделия на безопасное расстояние; тушат .очаги пожара вокруг горящего изделия; орошают или затопляют артиллерийские и минные погреба, хранилища с детонаторами.

Тушить загоревшееся внутри изделия взрывчатое вещество категорически запрещается, так как это может" вызвать взрыв. В море на ходу судна горящее изделие сбрасывают за борт. При стоянке на якоре (бочках, швартовах) горящее изделие сбрасывают за. борт со стороны, свободной от стоящих рядом судов; при этом судно немедленно дает ход.

Затопление и орошение крюйт-камер и ракетных трюмов, как правило, осуществляется только по приказанию капитана судна.

Судовые пиротехнические средства начинены составами, чрезвычайно опасными в пожарном отношении. Эти  составы способны самовоспламеняться.

На морских судах разрешается хранить только то количество пиротехнических средств, которое предусмотрено Правилами Регистра Союза ССР.

За исключением самовоспламеняющихся буйков, которые дол жны находиться возле спасательных кругов, а также сигнальных пиротехнический изделий, предназначенных для спасательных:, шлюпок или плотов, судовые пиротехнические средства должны храниться в металлических водонепроницаемых ящиках либо шкафах. Такие ящики обычно встраивают в рубку ходового мостика,. Они имеют плотно запирающиеся на резиновой прокладке к задрайках дверцы, выходящие на открытую часть крыла мостика. Внизу со стороны палубы должен быть комингс высотой не мене& 200 мм, а над дверцами — козырек, устроенный так, чтобы вода, стекающая по стенкам, не попадала при открытых дверцах внутри ящика. Изнутри ящик или шкаф обшивают тонким слоем войлока; либо иной мягкой термоизоляцией. Все внутреннее пространством разделяется переборками на ячейки или секции с выдвижными ящиками. Пиротехнические средства каждого вида, упакованные в; заводские металлические или иные негорючие и водостойкие фут*' ляры, плотно укладывают в ту или иную секцию так, чтобы исклют, чить возможность их перемещения и трения друг о друга во время качки.

На спасательных шлюпках или плотах пиротехническое средство надо хранить в металлических водонепроницаемых контейнерах, надежно укрепленных в предусмотренных для них местах. Сами пиротехнические изделия укладывают в контейнеры в водонепроницаемых футлярах и так, чтобы не было никакого перемещения при качке.

Шкаф или ящик с пиротехническими средствами должен быть постоянно закрыт на замок. Один ключ от замка находится у лица, ответственного за пиротехнические средства, а другой — в рулевой или штурманской рубке.

Во время заводского ремонта, докования или зимнего отстоя судна пиротехнические средства сдают для хранения на береговые склады. При выполнении на судне в период эксплуатации сварочных или других огневых работ места хранения пиротехнических средств должны быть отмечены словом «Огнеопасно!». Если такие работы ведутся вблизи хранилищ, то пиротехнические средства следует временно убрать насколько можно дальше от опасных участков.

Пиротехнические средства надо беречь от воздействия прямых солнечных лучей и высокой температуры. Ни при каких условиях не разрешается подвергать их ударам или резким толчкам. Нужно принимать меры, предотвращающие перемещение пиротехнических изделие и трение их при качке. Увлажненные пиротехнические средства подвержены самопроизвольному воспламенению, поэтому все изделия со следами подмоч.ки и плесени подлежат уничтожению. Необходимо выбрасывать в море и неисправные пиротехнические средства.

В судовом хранилище пиротехнические средства должны быть рассортированы по видам и назначению. Хранить вместе с ними какие-либо посторонние предметы или материалы категорически запрещается.

Кладовые для хранения баллонов со сжатыми газами, применяемыми при эсплуатации судна, а также баллонов с запасом холодильного агента (фреона) для холодильных установок не должны располагаться в корпусе ниже верхней палубы, если баллоны не оборудованы неотключаемым подрывным предохранительным устройством.

Это требование относится и к баллонам, включенным в системы (сатураторы и т. д.). Помещения для баллонов располагаются в отдалении от жилых и служебных помещений, а также от мест, где установлено важное для безопасности судна оборудование или хранятся легковоспламеняющиеся вещества и топливо. Выходы из помещений для баллонов выгораживают огнестойкими конструкциями типа А-60.

В кладовых для хранения баллонов со сжатыми и сжиженными газами запрещается: смазывать вентили баллонов, особенно кислородных, жирами и маслами; принимать на хранение баллоны с просроченными сроками испытания, без колпаков, предохраняющих вентили, и без заглушек на штуцерах вентилей; курить  и отогревать огнем замерзшие головки или вентили баллонов; ремонтировать баллоны. Запрещается производить работы с применением открытого огня на расстоянии менее 10 м от кладовой.

При перемещении баллонов по судну надо соблюдать следующие правила. На баллонах должны быть навернуты предохранительные колпаки и должны быть заглушки на боковых штуцерах вентилей, баллоны надо укладывать в деревянные гнезда, обитые войлоком или другим материалом, предохраняющим баллоны от ударов. При погрузке и разгрузке баллонов не допускается сбрасывать их и ударять один о другой.

Кладовые для хранения легковоспламеняющихся материалов не размещают в одной надстройке или рубке с жилыми помещениями. На судах пассажирских, промысловых и специального назначения, имеющих сплошную надстройку, эти кладовые должны быть размещены в носовой или кормовой частях надстройки таким образом, чтобы опасность для пассажиров, экипажа или специального персонала в случае пожара в этих кладовых была сведена к минимуму. На худах валовой вместимостью менее 100 per. т допускается размещение таких кладовых в одной надстройке или рубке с жилыми помещениями.

Выходы из кладовых устраиваются на открытую палубу либо непосредственно, либо через коридор и трап. Все поверхности, ограждающие кладовые, по меньшей мере типа А-0. Если в смежных помещениях имеется горючая среда или эти кладовые' представляют опасность для смежных помещений, то переборки или палубы, граничащие с этими помещениями, выполнены как конструкции типа А-30, за исключением пассажирских судов, на которых ограничивающие поверхности должны быть выполнены как конструкции типа А-60.

Хранить ветошь, паклю и другие обтирочные материалы в фонарной и малярной запрещается. Осветительная арматура взрьь возащищенного исполнения, устанавливаемая в помещениях фонарной и малярной, должна быть исправна. Применять открытый огонь, а также курить в фонарных и малярных категорически запрещается. На дверях этих помещений должны быть надписи «Кул ритъ воспрещается» и нанесен знак пожарной опасности.

На маломерных судах хранение легковоспламеняющихся жидкостей для нужд судна допускается в металлических газонепроницаемых шкафах- Шкафы оборудуются естественной вентиляцией и не должны примыкать к жилым и служебным помещениям. Легкогорючие жидкости хранят в шкафах в металлических канистрах или бидонах, герметически закрытых пробками.

Ангары для вертолетов размещают вдали от помещений с большими выделениями тепла. Если ангар располагается смежно с жилыми, служебными, грузовыми и производственными помещениями, то разделяющие переборки (палубы) должны быть выполнены из огнестойких конструкций типа А-60. Все переборки и механизмы в ангаре взрывобезопасного исполнения. Переборки имеют по периметру систему орощения, подающую струи воды в

ГбрйзойТальйом йайравЛенйи. Очень важно, чтобы воздух й газы отсасывались из нижней части ангара. Для эвакуации вертолетов в ангаре необходимо иметь тросы и тому подобные приспособления.

Ввод вертолетов в ангар допускается не ранее чем через 15 мин после остановки двигателей. Под двигатели устанавливают металлические поддоны для сбора стекающего масла.

В ангаре запрещается: применять открытый огонь и- проводить работы, в процессе которых могут появляться искры; производить испытание магнето, аккумуляторов, свечей и прочих электроприборов; производить пайку и сварку; заправлять вертолеты и запускать двигатели; промывать и чистить бензином и керосином детали вертолетов; хранить горюче-смазочные материалы и пустую тару; хранить и оставлять временно как в ангаре, так и в вертолете посторонние предметы, в особенности промасленные тряпки; входить в ангары с курительными принадлежностями, зажигалками и спичками; применять подогреватели, опасные в пожарном отношений.

Перед закрытием ангаров помещения и вертолет осматривают. До устранения обнаруженных при этом нарушений требований пожарной безопасности закрывать ангар воспрещается.

Перед заправкой необходимо выключать двигатель вертолета. Во время заправки не разрешается ремонтировать и испытывать магнето, аккумуляторы, свечи, электропроводку и т. п., а также пользоваться открытым огнем. Заправку выполняют при помощи ребристых шлангов с металлической оплеткой. Шланг соединяют с одной стороны с пистолетом, а с другой — с раздаточным вентилем; пистолет шланга тросом с наконечником присоединяют к корпусу у заправочной горловины.

Воспрещается: производить заправку вертолета при неисправности шлангов, заземляющего устройства, пропуске бензина в соединениях и при отсутствии средств пожаротушения на месте заправки; устанавливать вертолет ближе 2 м к станции заправки топливом; пользоваться для заливки бензина наконечниками, изготовленными из черного металла (наконечники должны быть медными); пользоваться для заправки ведрами; заправлять во время грозовых разрядов; запускать двигатели при разлитом по палубе горючем.

шкиперские, плотницкие, парусные, бельевые кладовые, кладовые для кинолент, для производственной одежды, багажные камеры, почтовые каюты, промтоварные и книжные ларьки, киоски и коридоры должны быть ограждены переборками типа А-0. Если по условиям расположения помещений они примыкают к жилым, машинным или грузовым помещениям, имеющим горючую среду, то разграничивающие их поверхности должны быть выполнены из конструкций типа А-30, за исключением пассажирских судов, на которых разграничивающие поверхности типа А-60. Допускается, чтобы выходы из кладовых были в коридоры, имеющие прямое сообщение с открытой палубой.

В шкиперских кладовых хранятся все судовые запасы такелажа, ремонтных материалов, обтирочного материала. Все предметы и материалы должны храниться раздельно. Смолистую паклю, концы, ветошь держат в таких местах, где на них не могут попасть масла, жиры. Принимать и хранить сырую и промасленную обтирку, паклю, спецодежду, а также керосин, масла и разводить открытый огонь запрещается. Уложенные на стеллажи имущество и материалы не должны соприкасаться с электропроводкой, светильниками и приборами отопления.

Средства пожаротушения должны быть в постоянной готовности и находиться на своих штатных местах. Загромождать имуществом средства пожаротушения, & также трапы-выходы запрещается. По окончании работ в шкиперской следует проверить все помещения и выключить электросвет. У входа в шкиперскую должна быть вывешена предупредительная надпись «Курить воспрещается».

В плотницких кладовых хранится древесина-сырье и получаемые при ее обработке отходы, т. е. стружки, опилки, древесная •пыль, щепки, а также готовые изделия. Кроме того, пожарную опасность представляют: процесс приготовления клея; эксплуатация электрифицированного инструмента и электропроводки, при-кой, светильниками и приборами отопления.

Пожары, возникающие в плотницких кладовых, быстро распространяются по помещению. Поэтому переборки, подволок, выгородки надо периодически очищать от скопившейся древесной пыли и горючих отходов.

Подогревать оклеивающие материалы разрешается только в клееварках; применять для этой цели переносные электроплитки с открытыми спиралями запрещается- Ежедневно по окончании рабочего дня очищают помещение от стружки, опилок, промасленной ветоши и других горючих отходов; до начала уборки должны: быть обесточены приборы и механизмы. Хранение запасов легковоспламеняющихся жидкостей (спиртовые лаки, сиккативы, политуры, растворители) сверх суточной нормы в мастерских, запрещается. Спецодежду развешивают в металлических, шкафах.

В кладовых механических мастерских пожароопасны приборы; освещения и электрохозяйство. Особое внимание в мастерских надо уделять горючим жидкостям (керосин, масла), применяемым для смазки станков и инструмента. Количество'горючих жидкостей не должно превышать сменной потребности. Промасленные ветошь и тряпки запрещается разбрасывать по мастерской, хранить на верстаках, станках, в шкафах и карманах спецодежды, а также укладывать их на отопительные и электронагревательные приборы. Ветошь и тряпки складывают в металлические ящики, а по окончании работы удаляют из мастерской.

Запрещается закрывать мастерские по окончании работы, пока в них не будет произведена  уборка;  материалы  должны быть, уложены, а отбросы вынесены. Перед закрытием   мастерские осматривает с точки зрения пожарной безопасности ответственное лицо, их обесточивают и закрывают.

Помещения, занимаемые промтоварными ларьками, необходимо регулярно очищать от отходов бумаги, упаковочных материалов и прочего мусора. В кладовых ларьков товары обычно хранятся на стеллажах. При укладке товаров на стеллажи необходимо располагать их так, чтобы расстояние от них до электросветильников было не менее 0,25 м.

Следует помнить, что не все товары и вещества можно хранить совместно. Особо опасны в пожарном отношении такие товары, как спички, изделия из целлулоида, кино- и фотопленка, некоторые химические товары, в связи с чем их запас в ларьках ограничен, в частности запрещается иметь более одного ящика со спичками.

В багажных и бельевых должны соблюдаться такие же меры безопасности, как и в кладовых промтоварных ларьков. Кроме того, не разрешается принимать на хранение в багажные горючие и легкогорючие материалы ручной клади пассажиров. Недопустимо оставлять помещение багажной без присмотра, если в нем есть багаж. В бельевой не допускается совместное хранение чистого и грязного белья. Курить и применять электронагревательные приборы в бельевой запрещается.

Различные лаборатории, в которых применяются воспламеняющиеся (жидкости, представляют .пожарную опасность. Лаборатории размещаются в удалении от жилых и служебных помещений и выгораживаются огнестойкими конструкциями класса А.

Работы с воспламеняющимися жидкостями в лабораториях могут производиться только при включённой приточно-вытяжной вентиляции. Операции, сопровождающиеся выделением горючих паров и газов, должны вестись в вытяжных шкафах, имеющих нижний отсос. Вентиляция должна приводиться в действие перед началом работ, причем до полного проветривания помещений зажигать горелки и другие источники огня запрещается. Столы, на которых выполняются работы с огнем, должны быть обиты листовой сталью с асбестовой прокладкой, обложены метлахской плиткой или покрыты другим несгораемым или трудносгораемым материалом.

При работе с воспламеняющимися жидкостями воспрещается: загромождать помещения какими бы то ни было предметами; держать горючие жидкости вблизи нагревательных приборов; выливать остатки горючих жидкостей в раковины, соединенные с фановой системой; доёодить до кипения или нагревать легковоспламеняющиеся жидкости непосредственно огнем; кипятить или нагревать их можно только способом водяной бани. Нельзя допускать того, чтобы легковоспламеняющиеся и горючие жидкости разливались и разбрызгивались. В помещениях, где возможно выделение взрывоопасных паров или газов, применять открытый огонь воспрещается.

В помещениях лабораторий запрещается: мыть палубы или одежду легковоспламеняющимися жидкостями; хранить тряпки, полотенца и одежду, смоченные легковоспламеняющимися и горючими жидкостями; курить, разбрасывать обтирочный, материал, загрязнять столы, шкафы и палубу; оставлять без присмотра действующие аппараты и приборы, включенные электроприборы.


Вернуться назад
Бесплатный Jz web - Позитивный портал Скачать музыку
x