Окрасочные работы
Лакокрасочные материалы, применяемые для окраски корпусов, надстроек, внутренних помещений, отсеков, цистерн, коффердамов и оборудования судов, содержат растворители: ацетон, толуол, бутилацетат, этиловый спирт, бутиловый спирт, сольвент, уайт-спирит, циклогексанол и другие, являющиеся токсичными и взрывоопасными веществами.
Наибольшая пожарная опасность возникает при окраске закрытых отсеков, цистерн, коффердамов, междудонных и межбортовых пространств, производственных, служебных, жилых, общественных и других внутренних помещений судна вследствие образования в них высоких концентраций паров растворителей. Применять лаки и краски на нитрооснове запрещается. Применение для обезжиривания поверхностей керосина, бензола запрещается.
Применение открытого огня и курение в местах хранения краски категорически запрещается. Помещения, где производится окраска, должны проветриваться с помощью постоянных или переносных вентиляционных установок в течение всего времени работы маляров.
В отсеках, цистернах и прочих труднодоступных .местах допускается очищать, обезжиривать и окрашивать поверхности только при условии применения рабочими индивидуальных средств защиты (противогазов ПШ-1, ПШ-2 или других типов) и при наличии приточно-вытяжной вентиляции.
Во время зачистки и окраски цистерн, танков, коффердамов и прочих подобных помещений вне этих помещений около входных горловины, люка или двери должен находиться наблюдающий. Используемые при работе светильники должны быть взрывобезопас-ного типа и работать от электротока напряжением не выше 12 В. Окраску можно выполнять только кистями.
Удалять старые лакокрасочные покрытия с помощью паяльных ламп или газовых горелок запрещается. Специальными смывками разрешается удалять только наружные покрытия.
Перед началом работы проверяют готовность освещения рабочего места. Проверяют, нет ли вредных газов и застойного воздуха в цистернах, нефтяных отсеках, форпиках и ахтерпиках, угольных ямах, и проветривают помещения посредством вентиляции. В закрытых помещениях запрещается работа без предварительного анализа воздушной среды, а также при концентрации вредных газоз выше допустимых санитарных норм. Обеспечивают место работы противопожарными -средствами.
При подготовке -красок надо руководствоваться следующими правилами.
Для снижения вязкости эмалей и красок их подопревают до 25°С, поставив котелок с эмалью (краской) в ведро с горячей водой.
Разводить, фильтровать и разливать краску или эмаль надо в малярной, где работает вытяжная вентиляция, или вблизи малярной на открытой палубе. При подготовке лакокрасочных материалов запрещается зажигать спички, курить и выполнять вблизи работы, которые могут вызвать искрообразование.
Во время работы надо соблюдать следующие правила.
Название растворителя |
Температура, °С |
Температурные пределы воспламенения, °с |
Нижний предел воспламенения, % объемного |
вспышки |
самовоспламенения |
Нижний |
Верхний |
|
9 |
490 |
5 |
36 |
1,38 |
РС-2 |
30 |
382 |
28 |
53 |
1,46 |
Р-4 |
7 |
550 |
9 |
19 |
1,65 |
Р-5 |
— |
497 |
3 |
24 |
1,83 |
РКБ-1 |
25 |
376 |
22 |
48 |
1,54 |
РКБ-2 |
34 |
346 |
30 |
55 |
1,79 |
№ 646 |
I9 |
410 |
9 |
16 |
№ 647 |
5 |
424 |
4 |
33 |
1,6 |
№ 648 |
13 |
388 |
10 |
40 |
1,65 |
№ 649 |
25 |
383 |
22 |
50 |
1,76 |
№ 651 |
29 |
247 |
27 |
50 |
1,58 |
Уксусно-бутиловый эфир, бутилацетаг |
29 |
450 |
13 |
48 |
2,2—14,7 |
|
29 |
590 |
24 |
50 |
— |
|
34 |
300 |
32 |
53 |
0,8 |
|
36 |
540 |
29 |
61 |
— |
При окрашивании помещения из краскораспылителя рабочий должен быть в противогазе. При вытяжной вентиляции окрашивать начинают от вентиляционного отверстия, при нагнетательной — от наиболее удаленных участков.
Пролитую эмаль (краску) надо немедленно убрать, а палубу в этом месте протереть ветошью, смоченной уайт-спиритом или скипидаром. Ветошь, загрязненную краской, и остатки лакокрасочных материалов, непригодных к использованию, уничтожают или удаляют с судна при первой же возможности.
При выполнении окраски категорически запрещается:
- пользоваться неисправным пневматическим или электрическим инструментом, исправлять его самостоятельно и работать поврежденными шлангом и электрошнуром;-
- употреблять для краски вместо ведерок или котелков стеклянные банки;
- освещать изнутри тару, в которой находятся или находились лакокрасочные материалы, при помощи спичек или других открытых источников огня;
- пользоваться при вскрытии металлической тары стальными зубилами или молотками, могущими вызвать искрообразование.
В свежевыкрашенных помещениях нельзя жить в течение 2—3 суток.
Большую опасность в пожарном отношении представляют такие материалы, как цинковые белила, литопонные краски, кузбасслак, которые имеют скорость распространения пламени 4,3—5,7 м/мин, в связи с чем ими допускается окрашивать только наружные поверхности корпуса и надстроек.
Согласно «Правилам окраски судов ММФ» внутренние поверхности всех судовых помещений должны окрашиваться эмалями и красками, пленки которых по горючести являются не ниже, чем трудновоспламеняемые.
К ним относятся:
- отечественные краски и эмали марок: ПФ-579; ПХВ-1; ПФ-218; ХС-527;
- краски польской фирмы «Олива» номера: 84-01-193; 84-11-193; 84-12-193; 84-14-193; 84-15-193; 84-531-193; 84-27-193; 84-64-193; 84-66-193.